Действия при пожаре в транспортных средствах
Знание правил поможет разумно действовать не только при пожаре, но и в других чрезвычайных ситуациях, происходящих в транспортных средствах.
Действия при пожаре в автомобиле
При пожаре в автомобиле необходимо:
- остановить автомобиль и выключить двигатель;
- поставить автомобиль на ручной тормоз;
- выйти из машины;
- если есть пострадавшие, помочь им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
- воспользоваться огнетушителем;
- выставить сигнал на дороге;
- по телефону или через водителей проезжающих машин вызвать помощь.
Действия при пожаре в автобусе, троллейбусе, трамвае
При пожаре в автобусе, троллейбусе или трамвае нужно:
- немедленно сообщить о пожаре водителю, потребовать остановиться и открыть двери (используется кнопка аварийного открывания дверей). Использовать для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
- как можно быстрее и без паники покинуть салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
- Необходимо помнить! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не следует касаться металлических частей и не заливать огонь водой;
- при блокировании дверей использовать для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбить стекла обеими ногами или твердым предметом;
- покидать салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
- выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай);
- сообщить о пожаре в пожарную охрану. Оказать помощь пострадавшим.
Действия при пожаре в метро
Если в вагоне метро на пути следования вы почувствовали запах дыма, необходимо:
- немедленно сообщить об этом машинисту, используя переговорное устройство;
- при задымлении дышать через ткань;
- постараться не поддаваться панике и не допускать паниковать другим;
- выходя из вагона по прибытии на станцию, следует пропустить вперед детей, стариков и женщин;
- при появлении в вагоне во время движения открытого огня надо попытаться ликвидировать его с помощью огнетушителя, который имеется в каждом вагоне. Место хранения огнетушителя обозначено соответствующим знаком;
- при сильном пожаре разбить окно в торце вагона и перебраться в соседний вагон по направлению движения поезда.
Нельзя останавливать поезд в тоннеле стоп-краном, так как в этом случае усложняются условия эвакуации.
Если поезд остановился в тоннеле, покидать его можно только по команде машиниста. При этом до отключения напряжения на участке аварии опасно прислоняться к металлическим частям вагона. После получения разрешения на выход необходимо открыть двери или выбить стекла и двигаться к ближайшей станции. Идти нужно вдоль полотна между рельсами, стараясь не касаться токоведущих шин, расположенных сбоку от рельсов, и быть очень внимательным. В местах пересечения путей возможно появление встречного поезда. В этом случае необходимо вжаться в нишу стены тоннеля.
Действия при пожаре в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую. В спокойной обстановке, при отсутствии паники, пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала, неисправность электрооборудования. В большинстве случаев загорания в вагонах возникают во время движения по пути следования.
При возникновении горения необходимо:
- сообщить проводнику вагона о загорании;
- разбудить спящих пассажиров;
- закрыть нос и рот тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой), смоченной водой;
- пресечь панику;
- ни в коем случае не открывать окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
- в полупустых вагонах можно передвигаться сильно пригнувшись или на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше;
- в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения,
- в остановившемся поезде – выйти из вагона, по возможности – на ту сторону, где нет железнодорожных путей. Не надо разбредаться во все стороны, так как прибывшие спасатели будут вести поиск в зоне железнодорожного полотна.
Если огнем отрезаны выходы необходимо:
- зайти в купе или туалет;
- плотно закрыть за собой дверь и открыть окно;
- ожидать помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
Если потушить огонь невозможно, то нужно:
- остановить поезд стоп-краном;
- открыть двери, выбить окна;
- помочь эвакуироваться детям, старикам и пострадавшим;
- выйти из вагона и отойти от него на безопасное расстояние, убедившись, что в нем никого не осталось. Но разведку надо проводить с большой осторожностью за свою жизнь и здоровье.
Действия при пожаре на теплоходе
В случае оповещения о пожаре по судовому радиовещанию необходимо оперативно покинуть каюту и начать движение по направлению к палубе, где находятся спасательные шлюпки. Предварительно следует надеть спасательный жилет, который, как правило, хранится в каюте.
Если выход из каюты отрезан огнем или дымом, то необходимо плотно закрыть дверь каюты и выбираться через иллюминатор, ели он ведет на палубу. При невозможности сделать это - надо обмотать голову, тело мокрым одеялом, простыней или полотенцем и попытаться проникнуть (пробежать, задерживая дыхание) сквозь огонь и дым, зная спасительное направление по плану эвакуации из каюты, который в ней висит на видном месте.
В случае отсутствия спасательных шлюпок надо прыгать за борт и плыть в сторону от корабля, сбросив с себя обувь и тяжелую одежду. По возможности зацепиться за любой плавающий предмет или привязаться к нему (на случай потери сознания).
Подавать сигналы о помощи криками, взмахами рук.
Действия при загорании в самолете
При возникновении загорания в самолете необходимо:
- слушать и выполнять команды членов экипажа;
- защититься от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледами и т. п.;
- после остановки самолета направляться к ближайшему выходу, сильно пригнувшись, или на четвереньках;
- если проход завален, пробираться через кресла, опуская их спинки;
- не открывать запасные люки в местах, где снаружи есть огонь и дым;
- не брать с собой ручную кладь;
- бороться с паникой на борту любыми средствами;
- после выхода из самолета удалиться от него как можно дальше; если это невозможно, лечь на землю животом вниз, обхватив голову руками, – возможен взрыв.